Структурная модель психики в психоанализе 

В 1923 году в работе «Я и Оно» З. Фрейд представил структурную модель психики. Произошло смещение акцента с содержимого бессознательного на  процессы, которые удерживают это содержимое вне сознания, с Ид на Эго. Начала осуществляться работа с материалом более доступным осознанию и психологическими защитами Эго.

В психоаналитической теории З. Фрейда Ид означает ту часть психики, в которой содержатся примитивные влечения, иррациональные страхи, желания и фантазии. Ид стремится к сиюминутному удовлетворению и действует исключительно в соответствии с принципом удовольствия. Эта часть психики довербальна и дологична, в ней нет понимания времени и смерти. З. Фрейд связывал Ид с архаичным типом мышления или первичным процессом. Ид полностью бессознательно.

Эго Фрейд определял как набор функций, которые отвечают за адаптацию к реальности и переработку стремлений Ид в культурно приемлемые. Эго развивается на протяжении всей жизни, но наиболее интенсивно этот процесс происходит в раннем детстве. Эго действует в соответствии с принципом реальности, является основой для последовательного и логического мышления или вторичного процесса. Эго является посредником между требованиями Ид и ограничениями, налагаемыми обществом. В нем есть сознательные и бессознательные области. Сознательные представляют все то, что человек понимает под словом Я, бессознательные содержат психологические защиты личности (вытеснение, отрицание, смещение, рационализация и т.д.).

Структурная теория внесла важный вклад в развитие психоанализа в свете понимания развития психологических защит Эго, которые обусловлены индивидуальными условиями детства и могут оказаться патологическими впоследствии.

В психоаналитическом процессе происходит «терапевтическое расщепление Эго» на «наблюдающее Эго», которое способно комментировать переживания и устанавливать рабочий альянс с психотерапевтом и «переживающее Эго», которое отвечает за интуитивные процессы в психотерапии. Это необходимо для успешного лечения. Если человек не способен с позиции наблюдателя говорить о своих переживаниях, то первостепенной задачей психотерапии становится развитие этой способности.

Сила Эго заключается в способности к восприятию реальности и адаптации к ней, даже если она неприятна, вместо обращения к психологической защите – отрицанию.

В дальнейшем развитии психоаналитической теории произошло разделение психологических защит на архаичные, которые способствуют избеганию и искажению реальности и зрелые, которые предполагают приспособление к реальности, какой бы она не была.

Психологическое здоровье включает в себя не только использование зрелых защит,  но и способность обращаться в различным защитам  в зависимости от ситуации (эмоциональная гибкость).

Для обозначения инстанции, которая осуществляет внутренний контроль за происходящим, с точки зрения совести и морали З. Фрейд ввел понятие Супер-Эго. В концепции Фрейда Супер-Эго формируется в эдиповой фазе, посредством идентификации с ценностями родителей. Однако современные психоаналитики относят ее возникновение к более ранним периодам развития и детским представлениям о том, что такое хорошо и что такое плохо.

Супер-Эго содержит сознательные и бессознательные аспекты.

Концепция Супер-Эго имела большое значение для развития психоаналитической теории и практики. Психотерапия стала включать в себя не только перевод бессознательного материала в сознание, но и коррекцию Супер-Эго. Слишком жесткое Супер-Эго способно существенно снизить качество жизни. Психоаналитическая помощь в данном случае заключается в переосмыслении чрезмерно строгих моральных стандартов.

Формирование концепции психологических защит имело большое значение для развития психоаналитической диагностики. Кроме рассмотрения личности в свете фаз развития, которые отражают возникший конфликт, появилась возможность исследовать ее по характерным способам справиться с тревогой и другими тяжелыми эмоциональными состояниями.

В ранних работах З. Фрейда содержались идеи о том, что психологические защиты (вытеснение) вызывают тревогу. Считалось, что вытесненные чувства формируют напряжение, которое нуждается в разрядке и переживается в форме тревожных реакций. С переходом к структурной теории Фрейд изменил свою точку зрения и пришел к выводу, что вытеснение является ответом на тревогу и это только один из способов психики справиться с невыносимым напряжением. Психологические расстройства он стал рассматривать как состояния, в котором защитные механизмы не сработали должным образом.