Стадии психо-сексуального развития в психоаналитической теории и практике

Понимание процессов раннего развития ребенка, когда закладываются основы его характера, наклонностей и установок имеет ключевое значение для понимания личности взрослого человека. В своей теории психо-сексуального развития З. Фрейд приводит подробное исследование этих процессов. При ее формировании он исходил из того, что все дети от рождения обладают задатками сексуальной энергии (либидо). Изначально она может быть направлена произвольно. Затем последовательно концентрируется в различных эрогенных зонах (оральной, анальной, генитальной). Этот процесс не всегда проходит гладко, на нем могут происходить фиксации либидо на ранних фазах и регрессии – возвраты на более ранние стадии, которые уже были преодолены. Данные нарушения в психологическом развитии ответственны за формирование определенных черт характера и развитие невротической симптоматики.

З. Фрейд выделил пять стадий психо-сексуального развития:

— ОРАЛЬНАЯ СТАДИЯ – длится от рождения до полутора лет. На этом этапе развития жизнь и благополучие ребенка всецело зависит от того кто он нем заботится. Оральная зона тесно связана с удовлетворением его первичных потребностей и приятными ощущениями. Основная задача психологического развития младенца в это время состоит в закладке базовых установок зависимости, доверия и опоры в отношении внешнего мира и других людей. Ребенок еще не отличает собственное тело от материнской груди, что дает ему возможность почувствовать нежность и любовь по отношению к себе. Затем  грудь замещается частью собственного тела. Например, ребенок может сосать палец для снижения напряжения и восполнения недостатка материнской заботы.

Фиксации на этой стадии могут происходить по двум причинам:

—  фрустрация потребностей ребенка — отсутствие достаточной заботы и эмоционального участия препятствует формированию базового доверия к внешнему миру и уверенности в собственной ценности;

— гиперопека, когда ребенок лишается возможности управлять своими внутренними функциями и у него формируется ощущение зависимости и некомпетентности.

Во взрослом возрасте фиксация на оральной стадии может приводить к тому, что в сложной жизненной ситуации человек регрессирует к инфантильным реакциям в виде повышенной слезливости, склонности к потреблению алкоголя и ПАВ.  Он может становиться чрезмерно говорливым, испытывать зависимость от еды и табака. Практически все вредные привычки берут свое начало на оральной стадии. 

В зависимости от возраста, в котором произошла фиксация, З. Фрейд выделял два пути, по которым может происходить дальнейшее развитие личности:

— Орально – пассивный тип, связан с фиксацией в раннем младенчестве (начало оральной стадии). К его основным проявлениям относятся склонность к формированию анаклитических отношений (по типу опоры) и ожидание от мира «материнской заботы». А так же чрезмерная потребность в одобрении, низкая самооценка, зависимость, доверчивость, неуверенность, пассивная жизненная позиция.

— Орально – агрессивный тип, характеризуется фиксацией на второй половине первого года жизни, когда у младенца появляются зубы. Кусание и жевание становятся для него важными средствами выражения фрустрации, связанной с отсутствием матери или отсрочкой удовлетворения. Во взрослом возрасте фиксация на этой стали находит отражение в таких чертах как любовь к спорам, сарказм, пессимизм, циничное отношение к миру. Такие люди стремятся к доминированию и склонны эксплуатировать других для удовлетворения собственных нужд.

АНАЛЬНАЯ СТАДИЯ длится от 18 месяцев до3лет. Ключевым фактором этого периода становится приучение к чистоплотности и туалетный тренинг. Ребенок получает удовлетворение от этого контроля, это одна из первых функций, которая требует от него осознанности своих действий. Способ, который используют родители для приучения ребенка к туалету, имеет большое значение для дальнейшего формирования его личности. Все формы самоконтроля и саморегуляции взрослого человека берут начало на анальной стадии. 

Если родители ведут себя слишком жестко и требовательно, например, настаивают на том чтобы ребенок «сейчас же сходил в туалет», то он может отказаться выполнять их пожелания, что спровоцирует запоры. В дальнейшем данная тенденция к удержанию распространяется на другие формы поведения и может сформировать анально – удерживающий тип личности. К его основным проявлениям относятся скупость, упрямство, методичность и пунктуальность. Такому человеку будет очень сложно выдерживать неопределенность или неразбериху.

Еще одним результатом анальной фиксации, обусловленной родительской строгостью является формирование анально – выталкивающего типа личности. Его черты включают в себя беспокойство и импульсивность, склонность к разрушению. Во взрослом возрасте человек, с таким типом личности воспринимает любимый объект как предмет обладания.

ФАЛЛИЧЕСКАЯ СТАДИЯ длится от 3до 6 лет. Интересы ребенка сдвигаются к области гениталий. Он может долго рассматривать и исследовать собственные половые органы, интересоваться вопросами отношений между полами. Его представления о взрослой сексуальности пока еще очень смутны и ошибочны, дополняя их тем, что увидел по телевизору или услышал в разговорах взрослых, он рисует в своих фантазиях «первичную сцену».

Доминирующий конфликт фаллической стадии З. Фрейд назвал Эдиповым комплексом. Это название он позаимствовал из трагедии Софокла «Царь Эдип». Ее сюжет заключается в том, что Эдип непреднамеренно убивает своего отца, вступает в инцестуозную связь с матерью и, осознав, какой чудовищный грех он совершил, ослепляет себя. В этой трагедии Фрейд видел символическое описание величайшего из человеческих конфликтов – неосознанное желание ребенка безраздельно обладать родителем противоположного пола и одновременно с этим устранить родителя своего пола.

Эдипов комплекс различно развивается у мальчиков и девочек.

У мальчика первым объектом любви становится мать или замещающая ее фигура. С момента появления на свет она была для него источником удовлетворения. По мере взросления у него возникает потребность проявлять свои чувства к ней, так как это делают люди более старшего возраста. Он стремится играть роль отца, которого начинает воспринимать как конкурента. Однако он догадывается о том, что находится в более слабой позиции по отношению к отцу и понимает, что отец не станет терпеть его романтических чувств к матери. Его страшит воображаемое возмездие со стороны родителя. Эту боязнь З. Фрейд назвал «страхом кастрации», именно она заставляет мальчика отказаться от своих стремлений. Он подавляет свои желания, связанные с матерью и начинает идентифицироваться с отцом, перенимая его черты. Это очень важный процесс, в котором мальчик приобретает всю совокупность моделей поло-ролевого поведения, ценностей и установок, обозначающих для него, что это значит – быть мужчиной. В процессе разрешения Эдипова комплекса он перенимает родительские требования и моральные нормы. Это становится основой для развития Супер-Эго и внутренней морали.

Во взрослом возрасте, мужчины с фиксацией на фаллической стадии обычно хвастливы и опрометчивы. Они ведут себя дерзко и стремятся к успеху. А успех для них символизирует победу над представительницами противоположного пола. Они испытывают постоянную потребность убеждать окружающих в том, что они «настоящие мужчины», демонстрируют свою мужественность и половую зрелость. Это может быть выражено в поведении по типу Дон Жуана.

В женском варианте Эдипов комплекс может носить название Комплекс Электры. Первым объектом любви у девочек так же является мать. Но в отличие от мальчика, девочка на фаллической стадии сталкивается с потрясением от того, что у нее нет пениса. Это может восприниматься ею как недостаток силы. В наличии такого «дефекта» она обвиняет мать. Девочка стремится обладать отцом, завидуя тому, что он имеет власть и любовь матери. При разрешении комплекса девочка подавляет свою тягу к отцу и идентифицируется с матерью. Тем самым она открывает себе символический доступ к отцу, увеличивая свои шансы на то чтобы выйти замуж за мужчину похожего на него.

Взрослая женщина с фиксацией на фаллической стадии имеет склонность флиртовать и обольщать.  У нее может возникать тенденция к беспорядочным половым связям.

В неразрешенных проблемах Эдипова комплекса З. Фрейд видел источник невротических моделей поведения.

ЛАТЕНТНАЯ СТАДИЯ, длится в промежутке от 6-7 лет до начала подросткового возраста. С помощью механизма сублимации либидо ребенка переориентируется на социальную активность. Он стремится к получению новых знаний и общению со сверстниками. Этот период можно рассматривать как подготовку к взрослению. К началу латентной стадии все качества и варианты реагирования личности, которые будут использоваться на протяжении всей жизни, уже сформированы. Сексуальный инстинкт находится преимущественно в спящем режиме.

ГЕНИТАЛЬНАЯ СТАДИЯ, начинается после завершения латентной и длится до наступления половой зрелости. В этот период формируется отношение к партнеру и избирается стратегия поведения в личных отношениях. Оживают сексуальные и агрессивные побуждения, просыпается интерес к противоположному полу. В организме происходят биохимические и физиологические изменения, которые приводят к усилению возбудимости и повышению сексуальной активности.

Однако генитальной стадии благополучно достигают не все. Препятствовать этому могут психологические травмы и фиксации на более ранних стадиях развития. Генитальный характер символизирует собой наиболее идеальный тип личности в психоаналитическом понимании. Его обладатель способен брать на себя активную роль в решении жизненных трудностей, он отказался от пассивности, свойственной детству, когда любовь и безопасность давались легко без необходимости давать что-то взамен.