Истоки психологических проблем

По мере развития знания о психике трансформировалось понимание того почему человек испытывает те или иные трудности. Краткий обзор основных теорий приводит Нэнси Мак-Вильямс в своей книге «Психоаналитическая диагностика».

В своей первоначальной теории о влечениях З. Фрейд рассматривает психологические проблемы личности, исходя из того на какой стадии раннего развития застрял человек. Таких стадий пять:

Оральная (от 0 до 1,5 лет) — грудное вскармливание, не только как необходимое для выживания, но и первый способ получения удовольствия и познания мира. Фиксация на этой стадии предполагает зависимость человека от вещей связанных со стимуляцией ротовой полости — переедание, болтливость, потребность постоянно что-то грызть или жевать, курение и даже алкоголизм и зависимость от отношений. Люди, фиксированные на оральной стадии часто отличаются депрессивным характером, склонны к пессимизму, чувствуют острую нехватку чего-то жизненно важного.

Анальная (от 1,5 до 3 лет) — первый компромисс между собственными инстинктивными потребностями и нормами общества. Фиксация на этой стадии может приводить во взрослом возрасте к излишнему беспокойству, импульсивному и деструктивному поведению. Такие люди могут чувствовать себя любимыми только если на них тратят деньги, иметь неконтролируемую склонность к чрезмерным расходам. В ином случае формируется личность, склонная к упрямству, бережливости, граничащей с жадностью. Часто это сопровождается патологическим страхом любых загрязнений и фанатичным стремлением к чистоте.

Фаллическая (от 3 до 6 лет), включая Эдипов период — ребенок переживает интенсивное влечение к родителю противоположного пола и негативные чувства к родителю своего пола. Это сопровождается сильнейшими и болезненными чувствами страха, вины, фрустрации. Фиксация на этой стадии приводит к тому, что человек начинает уделять много внимания своему телу, выбирать яркие образы, которые будут привлекать к нему внимание. Любовные победы становятся синонимом жизненного успеха, а наигранная самоуверенность скрывает глубинные страхи и травмы. Может доходить до безудержной потребности в соблазнении и беспорядочных половых связей.

Латентная (от 6 до 12 лет) — сексуальная энергия уступает место социальной активности. Стремление к получению удовольствия сталкивается с жизненными реалиями, я начинает функционировать в соответствии с принципом реальности. Завершается формирование Сверх-я — внутреннего цензора, который позволяет жить в соответствии с нормами социума.

Генитальная (от 12-13 лет до 18 лет) — формирование зрелой сексуальности. На этом этапе человек часто сталкивается со сложностями, которые возникли на более ранних стадиях развития.

Навряд ли кому то удается благополучно пройти все этапы. Здоровое воспитание предполагает баланс между достаточной заботой и необходимой фрустрацией, которая впоследствии поможет заменить принцип удовольствия — «хочу все и сразу» принципом реальности — «удовлетворение некоторых потребностей проблематично, а некоторых нужно подождать». К проблемам в развитии приводит как чрезмерная забота — когда ничто не стимулирует к развитию, так и чрезмерная фрустрация — перегружающая способность ребенка переживать ее.

С развитием эго-психологии к пониманию психологических проблем личности добавился анализ психологических защит, то есть способов справляться с тревогой. Они могут проявлять себя так:

Избегание, когда человек стремится спрятаться в своей норке как от всех потенциальных опасностей, так и от всех потенциальных возможностей. В некоторой мере это может быть полезно и способствовать самосохранению, в чрезмерных вариациях ухудшает качество жизни.

Отрицание, когда человек делает вид, что того что его тревожит не существует. Таким образом, можно не замечать негативных жизненных обстоятельств, лишая себя возможности их изменить. В одном из худших случаев, человек может игнорировать симптомы различных заболеваний, доводя их до хронической формы.

Рационализация — человек находит «разумное» объяснение своим проблемам, но не решает их. Конечно хорошо иметь разумное объяснение происходящему, но не тогда, когда оно становится защитой от позитивных изменений.

Регрессия — возврат к моделям поведения и реагирования, свойственным более ранним этапам развития личности и малоэффективным во взрослом возрасте.

Это только часть защитных механизмов, которые может использовать психика чтобы защитить себя от боли.

Эрик Эриксон переформулировал названия стадий психосексуального развития Фрейда, в соответствии с межличностными и внутри психическими задачами, стоящими перед человеком на каждой из них:

— Оральная фаза — состояние тотальной зависимости — установление базового доверия или недоверия.

— Анальная фаза — процесс обретения автономности, обучение самоконтролю, усвоение ожиданий окружающих. При неудачном прохождении стыд и сомнения.

— Эдипова фаза — развитие чувства базовой эффективности (инициатива против вины) и ощущение удовольствия от идентификации с объектами любви.

Следующим шагом к осмыслению психологических проблем личности стала работа Маргарет Малер по подфазам сепарации — индивидуации. Этот процесс достигает своей реализации к трехлетнему возрасту и заменяет оральную и анальную фазы. Малер рассматривала развитие ребенка в движении от состояния неосознанности, касательно окружающих (аутистическая фаза, до 6 недель) к состоянию симбиотической связи (длится в течении следующих 2 лет). Далее ребенок постепенно переходит к состоянию относительной психологической сепарации и индивидуации. Благополучное прохождение этих этапов связано с эффективностью взрослого человека в социальной, профессиональной жизни и отношениях, ощущением собственной целостности, независимости и индивидуальности. Застревание на симбиотической связи приводит к стремлению к отношениям зависимости, когда нет автономии и объект необходим для выживания.

Мелани Кляйн описала переход с шизо-параноидной позиции к депрессивной у младенца. На первой ребенок не осознает отдельность других людей, во второй приходит к пониманию, что ухаживающий за ним человек находится вне его контроля и имеет самостоятельный разум. Проблемы при этом переходе приводят к тому что человек оказывается неспособным любить и быть любимым. Он может строить отношения только на основе тотального контроля и проективной идентификации, не доверяет ни себе, ни другому.

После публикации книги Фрейда «Я и Оно», в 1923 г., внимание аналитиков переключилось с содержимого бессознательного на те процессы, посредством которых оно удерживается вне сознания. Произошло перемещение фокуса с Ид на Эго.

Ид — часть психики, содержащая примитивные влечения, импульсы, иррациональные стремления и фантазии. Эта часть эгоистична и ищет сиюминутного удовлетворения. Она довербальна и выражает себя в образах и символах. Она дологична, в ней нет концепции времени и смерти, ограниченности и недопустимости существования противоположностей. В Ид правит архаичное мышление, первичный процесс. Ид полностью бессознательно.

Эго — набор функций, которые адаптируются к нуждам жизни, они приемлемы для семьи и культуры, способны справляться со стремлениями Ид. Оно развивается в течении всей жизни, но быстрее всего это происходит в детстве. Эго работает в соответствии с принципом реальности, дает почву для последовательного, логичного и реалистичного мышления. Является посредником между требованиями Ид и ограничениями реальности и морали. Эго имеет сознательные (то что большинство из нас именуют словом я) и бессознательные аспекты (защитные механизмы). Концепция эго согласуется с современными знаниями о префронтальной коре и ее функциях.

Защитные механизмы приспособлены к конкретным условиям детства, но могут быть не эффективны позже, в большом мире.

Наблюдающее эго — сознательная и рациональная часть психики человека. В терапии наблюдающее эго может комментировать эмоциональные переживания, устанавливать альянс с терапевтом, в то время как переживающее эго отвечает за интуитивные ощущения от происходящего. Это называется «терапевтическое расщепление эго». Если клиент не способен говорить о менее рациональных, происходящих «на уровне нутра» реакциях, то задача терапевта его этому научить.

Сила эго — способность принять реальность, даже если она неприятна.

Позднее появилась классификация психологических защит на более архаичные и зрелые. Первые характеризуются психологическим избеганием и радикальным искажением болезненных фактов. Психологическое здоровье предполагает не только использование зрелых защит, но и их многообразие и использование в зависимости от обстоятельств. Концепции «ригидности личности» и «панциря характера» В. Райха выражают идею, что психическое здоровье связано с эмоциональной гибкостью.

Супер-эго — часть психики, которая осуществляет надзор за происходящим с точки зрения морали. Синоним совести. Супер-эго хвалит нас за усилия и критикует за несоответствие стандартам. Фрейд полагал, что супер-эго формируется преимущественно во время эдиповой фазы, через идентификацию с родительскими ценностями. Современные аналитики считают, что оно берет начало из более примитивных детских представлений том что такое хорошо, что такое плохо.

Супер-эго подобно эго частично сознательно, частично бессознательно. Современное понимание этой структуры предполагает необходимость работы с супер-эго, если оно слишком жесткое и критикующее. Укрощение тираничного супер-эго заключается в переосмыслении слишком строгих моральных стандартов и запретов.

Анна Фрейд писала, что первичной функцией эго является защита я от тревоги, возникающей в следствии мощных инстинктивных стремлений ид, болезненных переживаний реальности (эго) или чувства вины и связанных с ним фантазий (супер-эго).

Фэйрберн утверждал, что люди ищут не столько удовлетворения своих потребностей, сколько отношений. Ребенок не так сфокусирован на получении материнского молока, как на проживании опыта кормления — ощущения тепла и привязанности. В теории объектных отношений акцент делался на том, какими были первые объекты любви ребенка, каков был опыт их проживания, как они были помещены во внутренний мир ребенка и как их бессознательные образы ведут себя, уже в жизни взрослого человека.

В итоге трудности человека объяснялись:

— проблемами с усмирением инстинктивных потребностей и их ограничителей — теория влечений.

— жестким функционированием защит от тревоги — эго-психология.

— активацией внутренних объектов, от которых человек неадекватно дифференцировался — теория объектных отношений.

В середине 20-го века многие клиенты стали жаловаться на чувство пустоты, в которой внутренние объекты не то чтобы не донимали их, а как будто вообще отсутствовали. Этим людям не хватало внутренней направленности и надежных ценностей, они обращались в терапию для того чтобы найти смысл жизни. Они демонстрировали выраженное чувство собственного достоинства, но находились в постоянном поиске подтверждения, что их любят и ценят. Эти клиенты рассматривались как имеющие нарциссическое ядро, даже если не подходили под классический образ нарциссической личности.

Складывалось ощущение, что расстройство этих людей сфокусировано вокруг ощущения того кто они есть, каковы их ценности и что поддерживает их самооценку. Они не выглядели «застрявшими», управляли своими инстинктами, обладали силой эго и межличностной стабильностью, но не чувствовали достаточного удовлетворения от жизни и от самих себя.

Хайнц Кохут сформулировал теорию самости, ее развития, возможных искажений и лечения. Он подчеркнул нормальную потребность в идеализации родительского объекта в детстве и патологические последствия в случае отсутствия объектов, которые могли быть идеализированы, а потом постепенно и безболезненно деидеализированы. Психологические защиты были переосмыслены. Они стали рассматриваться не только как средство обезопасить человека от тревоги из-за ид, эго и супер-эго, но и как средство поддержания целостного, положительного чувства я.

Например, один человек в депрессии чувствует себя плохим, неполноценным и порочным, он может думать о самоубийстве как избавлении планеты от своего тлетворного влияния. Другой чувствует себя не в моральном плане плохим, а внутренне пустым, дефективным и уродливым. Он размышляет о самоубийстве не для того чтобы помочь миру, а потому что не видит смысла жить. Первый испытывает чувство вины, второй стыда. Первый наполнен интернализированными другими, которые говорят ему о том, что он плохой, второй пуст и лишен всяких интернализаций, которые могли бы дать хоть какое-то направление. Первая депрессия ранее называлась меланхолия, позднее интроективная депрессия, вторая характеризуется нарциссически опустошенным состоянием разума и называется анаклитической. Человек с первым типом депрессии не ответит на открыто сочувствующий тон специалиста, он почувствует себя не понятым и впадет в еще большую депрессию. Второй почувствует облегчение от поддержки и заботы, его пустота будет временно заполнена, а муки стыда смягчены.

Д.В. Винникотт сделал заявление, что не существует такой вещи как ребенок, есть межличностная система ребенок и тот кто о нем заботится. Ребенок может существовать только в контексте заботы и опеки. Подобно тому некоторые теоретики предпочитают думать о не об отдельной личности, а о серии состояний я, которые возникают в различных межличностных контекстах.

Личность человека формируется вокруг значимого для него параметра и обычно содержит две его крайности. Характерные черты и их противоположности всегда сосуществуют:

— люди с конфликтом в сфере близости могут быть расстроены как близостью, так и дистанцией.

— люди, которые рвутся к успеху зачастую сами же его и саботируют.

— маниакальный человек более всего похож на депрессивного, чем на какого-либо другого.

— неразборчивый в половых связях человек схож с тем, который решил свой сексуальный конфликт полным воздержанием.

Психоаналитическая психотерапия предполагает индивидуальный подход к каждой уникальной личности. В каждом конкретном случае оказывается предпочтительной та или иная теория или несколько теорий. В процессе работы и продвижения вперед они могут сменять друг друга.

Статья подготовлена с использованием материалов книги Нэнси Мак-Вильямс «Психоаналитическая диагностика»