Уникальная модель любви

Модель любви
Модель любви – это индивидуальный набор выборов, паттернов и реакций, которыми руководствуется человек при построении эмоционально близких отношений. Именно она является причиной счастья или несчастья в личной жизни. Любые значимые отношения начинаются и развиваются в строгом соответствии с ее правилами. В повседневной жизни влияние модели любви никак не ощущается, человек просто откуда-то знает, что: —  с одним партнером хочет строить отношения, а с другим нет – выбор; — что взаимодействие в паре развивается по определенному сценарию – паттерн; —  что на проявления партнера нужно отвечать соответствующим образом — реакция. Откуда берется индивидуальная модель любви? Как и многие другие особенности психологического функционирования, она происходит из раннего детства. Ее качество зависит специфики детско-родительских отношений, когда ребенок получает первое представление о том, что такое любовь, как нужно ее выражать и отвечать на нее. Здесь же закладывается такой важный вид любовных отношений, как любовь к себе. Здоровая модель любви. Если ребенок получает достаточное количество родительской любви и эмоциональной близости, на его проявления реагируют поддержкой и принятием, то во взрослой жизни он будет уверен в том, что достоин любви и что любовь приносит счастье. Его модель любви будет конструктивной, он без труда сможет отличить искренний интерес от манипуляции, достойного партнера от токсичного человека. Он сможет отдавать и принимать любовь, уважая право другого на личное пространство и развитие. Он не будет поступать с избранником, так как не хотел бы чтобы поступали с ним и не потерпит потребительского отношения к себе. Еще одним важным критерием формирования здоровой модели любви являются гармоничные отношения между родителями. Наблюдая за ними, ребенок получает бесценную базу, на основе которой сможет строить в будущем собственные отношения. Нарушенная модель любви. Если же воспитательный процесс носит эмоционально отстраненный (материнская депрессия), вторгающийся (гиперопека) или подавляющий (насилие, манипуляции) характер, то формируется нарушенная модель любви. Выросший в такой атмосфере ребенок не имеет четких ориентиров того, как строить полноценные отношения с противоположным полом. Его выбор основан на детской травме и попытке воспроизвести, хотя и болезненный, но знакомый опыт. Он не может отклониться от программы, потому что это грозит наступлением неопределенности, где привычные с детства правила не работают. Сильнейшая тревога и внутренний конфликт не позволят ему сделать шаг в эту неизвестность и подтолкнут к выбору страдания, но знакомого страдания, своего. Это привлекает в его жизнь следующих партнеров: —  Эмоционально холодных. Сюда относятся все виды безответной любви, в которых человек всеми способами пытается привлечь внимание объекта страсти, но в ответ как в детстве получает лишь безразличие. Это может быть выбор недоступного партнера (несвободного человека, человека, живущего в другом регионе или являющегося известной личностью). Бессознательным откликом на эмоциональную холодность часто становится выбор на роль партнера нарциссической личности, которая в силу специфики собственного характера не способна на глубокие чувства и интерес к внутреннему миру другого. — Зависимых. Сюда относятся все общеизвестные типы зависимости – алкогольная, наркотическая, игровая и более тонкие, незаметные формы – зависимость от отношений, зависимость от идеализированного другого. Склонность к зависимым отношениям тесно связана с ответственностью. Она может настолько тяготить человека, что он постоянно стремится переложить ее на другого. Либо наоборот, чрезмерная потребность брать на себя ответственность приводит к тому, что человек начинает полностью управлять жизнью партнера. — Подавляющих. Сюда относятся все виды манипулятивных отношений, отношений с тиранами, психопатами, абьюзерами. Подобные выборы всегда основаны на внутреннем конфликте, который и позволяет агрессору найти подход к жертве. Отличительным является то, что она не только пускает деструктивного партнера в свою жизнь, как, будто не замечая все более явных аномалий его поведения, но и остается в таких отношениях надолго. Не сложно догадаться, что ни с одним из подобных типов здоровых отношений не построить. Тем не менее, такие связи часто становятся достаточно прочными. Все  дело в том, что партнеры подбираются в них как ключ к замку, внутренние потребности одного всегда отвечают внутренним потребностям другого: — в ответ на непреодолимую потребность заслуживать любовь, партнер постоянно усложняет задачу, защищая свою потребность в эмоциональной дистанции. — в ответ на потребность в отказе от ответственности, созависимый партнер берет бразды правления в свои руки, постепенно переставая прислушиваться к мнению другого, для него более важно удовлетворить свою потребность в контроле и опеке. — в ответ на агрессивные потребности тирана, жертва реализует собственные потребности в подчинении, уходе от реалий внешнего мира и проблем выбора, а иногда и скрытые самодеструктивные тенденции. Сознательно эти потребности никак не ощущаются. Сознательно человек, в большинстве случаев, хочет построить счастливые отношения, но ему постоянно не везет. Все дело в том, что эти потребности невероятно сильны, в момент своего возникновения они были тесно связаны с инстинктом самосохранения и потому их фрустрация несет с собой тревогу, сопоставимую с реальной угрозой жизни. Суть этих потребностей заключается в желании безусловной родительской любви (как гарантии безопасности в раннем детстве) и выборе специфических способов ее получения. В здоровой семье такие потребности закрывается автоматически. В деструктивной ребенок вынужден перестраивать свою личность, под специфические требования. Для того чтобы стать любимым он может решить быть хорошим, удобным, незаметным, таким же эмоционально-холодным или агрессивным как родитель и т.д. Как правило, ни один из этих способов не приводит к желанному результату. Потребность вытесняется, становится бессознательной, но не перестает существовать. Даже во взрослом возрасте она ищет удовлетворения. Тогда на роль символического родителя избирается партнер по отношениям, и в его лице человек снова стремится получить вожделенную любовь. Но его чувства и реакции мало связаны с актуальной ситуацией, им управляет травма прошлого. Выбор, основанный на конфликте, приводит его к новой боли. Пример деструктивной модели любви. Взрослая женщина, утверждает, что никакие отношения ей не нужны, что ничего хорошего от них ожидать не стоит. В глубине души ей хорошо известно, какие страдания причиняет эмоциональная близость, убедилась в этом не раз. Так было и в родительской семье и в собственной, хорошо, что все в прошлом.  Одной лучше и спокойнее, вот только тоска периодически накатывает – так заявляет о себе неудовлетворенная потребность в любви. А если потребность существует, то рано или поздно она находит себе способ реализации и на горизонте появляется он. Но во внутреннем мире женщины продолжает жить установка, что отношения – это ужасно, в них обязательно придется мучиться, жертвовать собой и закончится все скверно. Эта установка определяет выбор партнера, под ее параметры подойдет только деструктивный персонаж, который заставит жертву пройти все круги ада еще раз. История будет повторяться пока внутренние модели, установки и потребности не будут проработаны. Психотерапия при деструктивной модели любви: — Психологическая помощь тем, кому не везет в любви, в первую очередь включает в себя осознание собственной модели любви, внутренних мотивов и паттернов, включенных в процесс построения отношений, проработка причинно-следственных связей; — Осознание собственных желаний и потребностей, которые были перестроены и подавлены в попытках заслужить родительскую любовь; — Стабилизация самооценки, которая, как правило, сильно нарушена у детей из деструктивных семей; — Повышение уверенности в себе, в том числе уверенности в собственном праве отдавать и принимать любовь; — Развитие истинной любви к себе; — Формирование новых конструктивных моделей и паттернов взаимодействия с противоположным полом.