Понятия садизма и мазохизма в психоаналитической концепции

В психоаналитической концепции феномены садизма и мазохизма рассматриваются как две стороны одной медали. Эти тенденции в той ли иной мере встречаются у каждого человека. Норму от патологии отличает только степень выраженности наклонности. Садист всегда в то же время является мазохистом и, наоборот, в зависимости от формы проявления данного феномена активной (садистической) или пассивной (мазохистической).

Садизм может рассматриваться как вид перверсии, при которой человек получает наслаждение от причинения боли и страданий партнеру. При этом умеренные проявления садизма могут быть отнесены к нормальным элементам предварительной любовной игры. В иных случаях садизм отождествляется с агрессией и имеет место в ситуациях, в которых сексуальный элемент отсутствует или не осознается.

В своих ранних исследованиях З. Фрейд полагал, что садизм является предшественником мазохизма, который он рассматривал в качестве того же садизма, но обращенного против себя. Позднее, после открытия влечения к смерти, он объяснял возникновение садизма отклонением вектора деструктивных импульсов, изначально направленных на себя, в сторону объекта.

З. Фрейд значительно расширил понятие садомазохизма и вывел его за рамки перверсий. К проявлениям садомазохистского типа были отнесены такие формы поведения как задиристость и склонность передразнивать, клевета и злословие, различные проявления пассивной агрессии и многое другое. Для обозначения потребности в страдании и наказании, основанной на бессознательном чувстве вины, З. Фрейд ввел понятие «морального мазохизма».

Самые ранние проявления садизма и мазохизма возникают между шестым месяцем и вторым годом жизни. Этот период относится к орально – садистической стадии психо-сексуального развития. Садо-мазохистические импульсы на ней связаны с доставляющим и боль и удовольствие одновременно процессом прорезывания зубов и стремлением кусать.

Наиболее важным периодом в формировании садо-мазохистических тенденций является анально — садистическая стадия. На этом этапе развития появляется контроль над функциями сфинктеров, который служит удовлетворению садистических желаний. Возникают мазохистические ощущения, получаемые от сдерживания  и связанная с ними контролируемая боль.

В бессознательных глубинах человеческой психики, садизм и мазохизм неразделимы. Садист получает наслаждение не только от причинения страдания объекту, но и от идентификации с ним. А мазохист стремится наказать своего тирана, вызывая в нем мучительное чувство вины. И садизм, и мазохизм сочетают в себе и удовольствие, и страдание. То есть данный феномен можно рассматривать как слияние агрессивных и сексуальных влечений.

Сексуальное наслаждение при садизме затруднено тревогой. Садизм тесно связан с идентификацией с агрессором, в частности с отцом, в его садирующей функции – отец, который бьет мать и вызывает очень интенсивную кастрационную тревогу. С этой точки зрения, садизм можно рассматривать как разрушение кастрационной опасности и удовлетворение от бессилия партнера, когда тревога уходит, возникает представление, что можно не бояться, становится возможным удовольствие. Суть такого садизма в победе над собственным страхом, путем вызывания страха у другого.

Садо-мазохистические перверсии почти всегда имеют формат игры. Они похожи на хорошо спланированную театральную постановку. Но это только игра в сексуальность, так как истинная сексуальность заблокирована страхом кастрации. Эту игру можно рассматривать как ненастоящую кастрацию – произошел акт агрессии по отношению к партнеру, но партнер при этом выжил, то есть кастрация не произошла. Выживаемость партнера – очень ценное качество для садиста. Благодаря нему он может получать удовольствие снова и снова. Садист выступает в роли псевдокастратора, кастрация очень страшна для него, а игра снижает эту тревогу.

При мазохистической перверсии сексуальное наслаждение зависит от получения физической или психической боли. Сюда могут относиться избиения, угрозы, унижение и многое другое. При этом агрессия со стороны партнера может быть как реальной, так и воображаемой. Мазохистическая тенденция берет свое начало в раннем детстве и развивается в сочетании с садизмом.

З. Фрейд выделял три формы мазохизма:

—   Эрогенный мазохизм, обусловленный биологически и конституционально.

—  Женский мазохизм – может встречаться как у мужчин, так и у женщин, но сопровождается фантазиями, помещающими человека в типично женскую ситуацию кастрированного и становящегося объектом вторжения субъекта. Такой тип мазохиста желает, чтобы к нему относились как к капризному и беспомощному ребенку. В своих фантазиях он часто представляет себя обманутым, избитым, связанным, униженным и покоренным.

—  Моральный мазохизм, связанный  с бессознательным чувством вины и основанной на нем потребности в наказании. Подобные тенденции способствуют формированию невротической симптоматики, либо собственноручной, бессознательной провокации страданий (несчастные случаи, финансовые потери, болезненные отношения, неудачи и т.д.). В этой форме мазохизма утрачивается очевидная связь с сексуальным объектом и его место занимает требовательное Сверх-Я. Выраженный моральный мазохизм приводит к устойчивому сопротивлению психоаналитическому лечению. Бессознательный отказ пациента от выздоровления, понимаемого как «незаслуженное» освобождение от «необходимых» страданий, сопровождаемое невыносимым чувством вины, провоцирует негативную терапевтическую реакцию.