Почему здоровый человек разрушает сам себя

саморазрушение

Ключевым элементом функционирования психологически благополучного человека является здоровый интерес к жизни. Даже если ему становится порой скучно, то в этой скуке нет боли и страдания. Он не боится экспериментировать и пробовать новое. Если ему одиноко, то он легко вступает в контакт, если не видит смысла  в текущей деятельности, то без труда находит себе другую. Его ведет по жизни  интерес к новым людям, местам, знаниям и событиям. Когда исчезает интерес – скука становится тотальной. Теряет смысл общение, потому что в него вступает лишь маска социально одобряемого субъекта, не задевая душу. Исчезает стремление узнавать что-то новое, учиться тому, чего никогда не умел, делать то, что никогда не делал. Наступает пустота и рутина. Человек движется по инерции, используя лишь тот опыт, что накопил когда-то, никак не обогащая и не развивая свою личность. А избранный путь говорит о том, что этот опыт вовсе не подспорье, а тяжкий груз.

Психологически ресурсное состояние определяется достаточным количеством сил для того чтобы жить и наслаждаться.

Теряя свои психологические ресурсы человек, последовательно проходит ряд состояний:

— Когда уходят ресурсы, их место занимает раздражение. Возникает стремление от чего-то оттолкнуться и избавиться. Это может быть разрушение определенных социальных связей, собственных достижений, избавление от материальных ценностей.

— Затем приходят злость и агрессия, что означает лишь то, что у человека еще есть силы для того чтобы бороться с этим миром. Он может злиться на себя или на окружающих, видя причину своего отчаяния в них. Негативные реакции могут на первый взгляд провоцироваться внешними событиями и обстоятельствами, без осознания того, что проблема находится внутри.

— При дальнейшем снижении психологических ресурсов приходит боль, которая нередко проявляется в психосоматических реакциях. Человек начинает воспринимать болезненно практически все. Но это еще не дно.

— Следом за болью приходят страх и тревога, которые частично являются отзвуком внутренних психологических конфликтов, а частично становятся следствиями внешних обстоятельств, спровоцированных этими конфликтами.

— За ними идут горе и депрессия. Фокус внимания смещается с внешнего мира на себя – «Все плохо, потому что плохой я».

— Дно можно охарактеризовать как полное отсутствие ресурсов. У человека нет больше сил ни на то чтобы плакать, ни на то чтобы бояться. Ему ничего больше не хочется, он чувствует себя безжизненной вещью.

Активное саморазрушение наступает на стадии злости и агрессии. Затем оно переходит во внешне пассивную атаку на себя в форме психосоматики. Человек не совершает никаких опасных и рискованных поступков, но незримо навлекает на себя массу тяжелых и зачастую сложно диагностируемых заболеваний.

Активное саморазрушение происходит тогда, когда человек находится еще в достаточно ресурсном состоянии. У него еще есть энергия хотя бы для того чтобы себя разрушать.

Примеры саморазрушительного поведения разнообразны. Это может быть:

  • — переедание и отказ от еды;
  • — чрезмерное потребление алкоголя:
  • — наркотическая зависимость;
  • — мазохистические паттерны поведения;
  • — трудоголизм и отказ от отдыха;
  • — езда на высокой скорости;
  • — чрезмерные спортивные нагрузки, экстремальные виды спорта, и многое другое.

Но что же должно произойти с человеком для того чтобы он начал разрушать сам себя?

Стоит заметить, что самодеструктивное поведение начинается в детстве. Это ответ ребенка на нелюбовь и неприятие родителей. В отдельных случаях – это реакция на ненависть родителей. Родительская любовь является жизненно важной потребностью ребенка, чтобы ее получить он готов на все. Для того чтобы остаться в контакте с первым объектом любви ребенок начинает относиться к себе так же: «Смотри, ты меня ненавидишь и я себя тоже», «Мы союзники в этом вопросе, я такой же, как и ты, мы вместе!».

Так человек с малых лет начинает ненавидеть сам себя. Ему любой ценой необходимо остаться рядом с мамой, быть с ней на одной волне, сохранить ее любовь. Став взрослым он обычно забывает эти детские переживания. Они слишком болезненны для того чтобы их помнить. При очень значительном вытеснении, он может даже сохранять иллюзию того, что его мама самая добрая и прекрасная и всегда любила его. Но все это только защита от боли. И эта защита ненадежна, боль продолжает проявлять себя, но уже в искаженном варианте – в виде потенциально опасных способов жить. Боль вытесняется в бессознательное, а в сознании сохраняется только представление о «самой лучшей маме на земле». Но это опять, же только фикция – у детей, которых любили, нет тенденции к саморазрушению.

Что же делать? Решать внутренний конфликт и удовлетворять не восполненную детскую потребность в любви иным, менее опасным для жизни способом. Как было сказано выше стремление к саморазрушению – это ответ на нехватку любви. Но любви недополученной когда-то давно, в том формате, в котором ее уже никогда не получить будучи взрослым. Во взрослых отношениях любовь подразумевает под собой другие основы и способы взаимодействия. При бессознательном стремлении к саморазрушению вступает в силу проекция, ориентированная на нелюбовь и бессознательный выбор партнера неспособного к любви в любом ее проявлении. Но с этим можно работать. Своевременное обращение за психологической помощью может предотвратить нежелательный, а часто и трагический исход.