Паттерны, приводящие к развитию депрессии

депрессия

Истоки депрессивного расстройства могут скрываться в специфических семейных моделях взаимоотношений:

— Запрет на чувства — в некоторых семьях родители не поддерживают эмоциональных проявлений ребенка. Это оценивается как слабость и всячески порицается. Ребенку даются обидные прозвища —  «слабак», «плакса», «маменькин сынок» и т.д. Он принимает слова родителей некритично и интроецирует (помещает внутрь себя) их модели обращения с собственной слабостью. Так внешняя критика чувственной сферы становится внутренней, ребенок начинает ругать за чувства сам себя. В дальнейшем при возникновении эмоциональных переживаний, он автоматически направляет на себя агрессию за их возникновение. В ситуации утраты он так же винит себя, за то, что по причине собственной неосмотрительности потерял то, что ему было так дорого.

— Инфантильная позиция родителей, которые будучи не способными, взять на себя ответственность за собственные ошибки, манипулируют чувствами ребенка, делая его виновным в своих страданиях – «Мы всю жизнь на тебя положили», «Я только из-за тебя с твоим отцом мучаюсь», «Ты нас в могилу сведешь». Не имея необходимых ресурсов для переоценки подобных посланий, ребенок начинает видеть причину всех бед в себе и наказывать себя за это. Самонаказания могут происходить в форме подавленного настроения, проблемного поведения, психосоматических заболеваний, которые являются эквивалентами депрессии.

— Переворачивание ролей, когда ребенок вынужден стать родителем собственных родителей. Например, заботиться о пьющем отце или спасать зависимую и постоянно болеющую мать. В такой ситуации ребенку приходится слишком рано стать взрослым, не обладая для этого достаточными ресурсами. В дальнейшем он будет отличаться повышенным, а иногда гипертрофированным чувством социальной ответственности, невозможностью получать помощь от других и испытывать простые радости жизни.

— Слишком суровое воспитание – родительская критика и другие негативные интроекты формируют часть личности ребенка, которая называется Супер-Эго. Она вмещает в себя все родительские нормы и предписания и продолжает наказывать ребенка за любой проступок, уже без участия родителей. Вмещая в себя путем интроекции «плохие качества» окружающих, ребенок начинает ненавидеть их в себе. Это побуждает широкий спектр аутоагрессивных тенденций, обусловленных стремлением уничтожить эту «плохую часть» себя. К ним могут относиться самообвинения, самоограничения, постоянное улучшение себя, суицидальные мысли и многое другое. Совершая суицид такой человек освобождается от мучительного чувства «собственной плохости» и издевательств карающего Супер-Эго, либо стремится разрушить свое «плохое Я», вместившее весь негативный опыт.

— Навязывание чувства вины, которое человек во взрослом возрасте пытается компенсировать за счет хороших поступков. Однако его намерение «причинить добро» носит подчеркнуто услужливый и навязчивый характер. Он быстро перегружается ответственностью, так как несет ее не только за себя, но и за кого угодно еще. Стрессовая нагрузка растет и неминуемо приводит к возникновению конфликтов с окружающими, переживаемых крайне болезненно. Это усиливает чувство вины и выводит на первый план депрессивные переживания. Вместе со стремлением угодить, человек испытывает скрытое чувство зависти к окружающим за то, что они обладают тем, чего у него нет – радостью жизни, удачей и везением. Это побуждает бессознательное желание повредить «хороший объект», вызывающее еще более интенсивное переживание «собственной плохости» и повышение аутоагрессии.

— Идеализация определенных ценностей, в результате, которой вся жизнь человека оказывается, подчинена некой цели – «Стать хорошим врачом», «Купить дом на побережье», «Выйти замуж» и т.д. Все, что не способствует достижению цели, отодвигается на второй план. Любая угроза цели вызывает невероятно интенсивные эмоциональные переживания. Ведь на карту было поставлено все. Такое служение идеалу делает человека особенно уязвимым. Оно искусственно поддерживает его самооценку и компенсирует ощущение «собственной плохости». Теряя цель человек, теряет самого себя, растворенного в сверхзначимом отношении.