Мужские и женские роли в любви

любовные сценарии

Роли в любви

Зачастую, вступая в отношения, мы только думаем, что строим их по своему усмотрению. На самом деле нами управляют сложные семейные и любовные сценарии и модели поло-ролевого поведения, взятые из детства. Каждый из партнеров приносит в отношения что-то свое — паттерны, проекции и ожидания. Соединение двух сценариев создает нечто новое, но очень похожее на то что было ранее. Это сходство редко бывает буквальным, но если посмотреть глубже, то можно увидеть, что ни один из конфликтов не возник здесь впервые.

Семейные сценарии отношений могут быть как относительно благополучными, так и откровенно разрушительными. Важно осознавать и те и другие — первые дают силу и перспективы развития, вторые могут разрушить как отношения, так и личности тех, кто в них состоит. Эти сценарии очень сложно классифицировать у каждой пары свой уникальный рисунок, но попробуем разобрать наиболее популярные модели на примерах героев всеми любимых сказок.

Мужские любовные сценарии

Братец Иванушка — всегда бедный и несчастный. Ищет женщину, которая пожалеет его и станет ему символической, хорошей матерью. Склонен занимать жертвенную позицию, мало чего достигает в жизни. Активная роль в семье отдается женщине, чем больше она спасает Иванушку, тем сильнее он нуждается в спасении. Он то напьется, то его обманут, то уволят, новые поводы для спасения неисчерпаемы. Отношения могут развиваться только по принципу треугольника Карпмана. Со временем Иванушка склонен бессознательно привлекает в отношения третьего, чтобы стать еще более несчастным.

Иван царевич — завидный жених, доминантный альфа-самец, победитель и завоеватель. Склонен активно и красиво ухаживать, покоритель женских сердец. Однако часто его энтузиазм пропадает после первого или второго секса. По натуре он охотник, нуждается в регулярных встрясках и проявлениях героизма. От тихой и спокойной жизни он быстро начинает скучать и вскоре отправляется на поиски новых приключений.

Кот в сапогах — серый кардинал, склонный служить и помогать кому-то более значимому. Часто влезает в любовные треугольники. Отношения для него не ценность, а процесс, потому он редко задерживается надолго с одной женщиной. Он стратег и предприниматель. Ищет ярких ресурсных женщин и постепенно превращает их в серых мышек. После этого передает своим менее успешным друзьям или оставляет на скамейке запасных, на случай дефицита.

Маугли — очаровательный мальчик, который соблазняет своей инфантильностью. Как правило, социально не успешен, предпочитает обеспеченных женщин, постарше. Его хочется спасти, помочь ему встать на ноги. Однако сам он в этом не нуждается. Он во всю эксплуатирует свою детскую роль и постепенно превращается в маленького тирана, переполненного требованиями и претензиями к приютившей его женщине.

Змей Горыныч — более серьезный и опасный персонаж, склонен к паранойе, агрессии и насилию. У него три головы, первая отвечает за мнительность и тревожность, вторая за злобу и нападение, третья занята мыслительным процессом. Однако, в постоянной борьбе с окружающим миром очередь до третьей головы доходит нечасто. Сделав выбор, он сначала уничтожает всех соперников, а затем и даму своего сердца.

Кощей бессмертный — это самый опасный хищник, из тех кто может встретиться вам на пути. Подобное поло-ролевое поведение часто идет рука об руку с нарциссическим расстройством личности. Он выбирает лучших представительниц женского пола и неуклонно убеждает их в обратном. Уничтожив их самооценку и разогнав социальное окружение, он до последней капли эксплуатирует их ресурсы. Не ресурсная жертва отправляется в утиль. Вступать в отношения с ним очень опасно.

Отец Золушки — это классический антигерой, который приносит на алтарь сексуальных приключений своих детей. Он может создавать несколько семей и оставлять потомство, без средств к существованию, уклоняться от выплаты алиментов. Либо, если оставить не с кем, приводить детей в новую семью и молчаливо не замечать плохого к ним отношения. Он может жалеть словами, но не защищать. На первом месте для него собственное комфортное состояние.

Женские любовные сценарии

Спящая красавица — это женщина, которая пассивно и бесконечно ждет прекрасного принца. Причем этот принц должен появиться без каких-либо усилий с ее стороны и спасти ее от унылой и безрадостной жизни. Для нее главное дождаться. Такие женщины живут в фантазиях и часто попадают в зависимые отношения. Ответственность за собственную жизнь и счастье они передают идеализированному другому. Их представление о потенциальном партнере сильно оторвано от реальности, потому они быстро разочаровываются, обесценивают и начинают ждать нового принца.

Аленький цветочек — это женщина склонная искать самых изощренных чудовищ, чтобы становиться для них идеальной спасительницей. Это классические жены алкоголиков, наркоманов и других асоциальных личностей. Аленький цветочек хочет превратить свое чудовище в принца, но не может, потому что так она лишится роли чудесной благодетельницы. А вокруг этой роли строится вся ее личность и самооценка. Она может долго жаловаться на то как сложно жить с таким проблемным человеком, но возбуждает ее именно то, что он чудовище.

Красная шапочка — это соблазнительная женщина, которая отрицает свою сексуальную активность и перекладывает ответственность на мужчину. В сказке красная шапочка ярко оделась и пошла одна в лес, там встретила серого волка и привлекла охотников, которые волка убили. Для нее секс — это война полов, в которой мужчина — зверь должен быть уничтожен. Сама она придерживается амплуа наивной жертвы, бессознательно ищущей преследователя, который впоследствии сам будет обращен в жертву.

Шамаханская царица — роковая женщина, которая отдаст свою красоту только тому, кто положит к ее ногам весь мир. За ней тянется шлейф из разбитых мужских сердец и порушенных судеб. Это нарциссический тип женщины, которой мужчина нужен для подтверждения ее ценности и значимости. За фасадом грандиозности скрывается ощущение хрупкости и пустоты.

Крошечка-хаврошечка — классическая мазохистка, с убеждением, что любовь заслуживается страданиями. Она навязчиво выбирает отвергающих мужчин и старается стать для них хорошей. Когда стратегия в очередной раз не срабатывает, погружается в жертвенные страдания, до тех пор пока на горизонте снова не появится тот, кому она не интересна. Склонна забывать о своих нуждах и потребностях.

Капризная принцесса — очаровательная, инфантильная девочка, избалованная родительской любовью. Она уверена в своем праве на все чего бы ей не захотелось. В случае отказа моментально превращается в требовательного домашнего тирана. Сексуальные отношения использует для наказания и получения выгоды.

Дюймовочка — маленькая, беззащитная девочка, ищущая того кто возьмет над ней опеку. Одержима идеями поиска идеального партнера, ждет принца, но не отказывается и от промежуточных вариантов, типа крота.

Амазонка — это женщина избравшая мужскую линию поведения. Партнер является для нее объектом для охоты, причем уже добытый объект быстро становится ей не интересен и она отправляется на поиски следующего.

Снежная королева — эмоционально холодная женщина, шизофреногенная мать, замораживающая все вокруг. Данный персонаж весьма привлекателен для мужчин ориентированных на выбор отвергающего объекта. Она может быть безупречной и утонченной, но за внешним фасадом скрывается ледяной мрак.

Герда — еще одна классическая спасительница из треугольника Карпмана, готовая пожертвовать собой во благо любимого объекта. Как в любой истории созависимости такое самопожертвование редко имеет счастливый исход. Увы, невозможно как в сказке расколдовать ледяное сердце любимого алкоголика, наркомана, бездельника и подобных им персонажей.

Маленькая разбойница — для этой женщины свойственен мальчишеский стиль поведения. Она скорее свой парень, дружбан, но не прекрасная леди. Причиной тому являются глубокие сомнения в собственной сексуальной привлекательности. Она предпочитает строить взаимоотношения с мужчинами на основе разделения их интересов.

Несложно догадаться какие из этих моделей смогут «удачно» сочетаться друг с другом и что из этого выйдет. Иногда в человеке могут переплетаться сразу несколько ролей. Жизнь «по сценарию» всегда говорит об отсутствии осознанного выбора, отсюда происходит множество драматических отношений. В то же время сценарий не является пожизненным приговором, своевременное обращение за психотерапевтической помощью может нивелировать все или почти вне его негативные последствия.

Спасибо за интерес, проявленный к моим публикациям!!!

Получить дополнительную консультацию или записаться на прием Вы можете по телефону 8-905-798-73-13 или в форме обратной связи на моем сайте niknyuteva.ru

С искренним уважением и заботой,

Психолог, Ирина Никнютьева