Известный психоаналитик Джон Боулби занимался изучением реакций детей из детских домов. Его исследования дали много нового для понимания происхождения депрессивных расстройств. Он отмечал, что дети пережившие разлуку с родителями в раннем возрасте как будто «замораживались». В дальнейшем во взрослой жизни у них возникали большие сложности в построении отношений привязанности. Для того чтобы понять почему так происходит нужно рассмотреть модели поведения ребенка в ситуации расставания. Обычно ребенок реагирует на исчезновение любимого объекта протестом. Он плачет, кричит, пытается, так или иначе, вернуть объект. Затем он внешне успокаивается, погружается в печаль и отчужденность. Потом снова оживляется и даже начинает играть, как будто ничего экстраординарного не произошло. При возвращении матери он отказывается ее признавать и на восстановление привязанности требуется некоторое время. Это в норме, но так происходит не всегда. Если во время отсутствия матери ребенок был лишен внимания и поддержки других взрослых, то эта способность может так и не восстановиться. Тогда ребенок теряет навыки установления привязанности. В итоге во взрослом возрасте он оказывается неспособен любить и вызывать чувство любви к себе.
Последовательница Джона Боулби Мэри Эйнсуорт описала три типа реакций ребенка на разлуку с матерью в незнакомой ситуации:
– Надежная привязанность – формируется у детей матери, которых отличались чуткостью и хорошо реагировали на потребности ребенка. Такие дети демонстрируют уверенность в себе, ощущение надежности и стабильности. Во взрослом возрасте они гибко адаптируются к различным жизненным ситуациям и конструктивно решают конфликты. Депрессивных расстройств у них как правило не наблюдается.
– Избегающая привязанность – такие дети на первый взгляд производят впечатление наиболее здоровых. Они быстро осматриваются в незнакомой обстановке и начинают играть в игрушки. Однако эта отстраненность и независимость лишь маска психологической травматизации и неуверенности в поддержке со стороны матери. Они стараются казаться равнодушными, только чтобы не обжечься вновь. Матерям таких детей свойственно жесткое, вторгающееся поведение и небрежное отношение к потребностям ребенка.
– Амбивалентная привязанность – для этих детей характерно двойственное поведение. С одной стороны они цепляются за мать, не отпускают ее, с другой по возвращении проявляют к ней агрессию. Стиль воспитания таких матерей отличается крайней непоследовательностью – чередование поддержки и попустительства с контролем и наказаниями. Такие дети вырастают склонными к тревожности и зависимости от окружающих. Они крайне плохо прогнозируют поведение других людей, испытывают сложности в установлении отношений привязанности.
Избегающая и амбивалентная привязанность часто лежат в основе депрессивных расстройств личности. При работе с расстройствами привязанности усилия психотерапевта направлены в первую очередь на побуждение механизмов обратной связи, которые дают человеку почувствовать, что его переживания разделяют, восстановление способности радоваться собственным достижениям и поддерживать личную эффективность.