Депрессия в теории привязанности Д. Боулби

разлука

Известный психоаналитик Джон Боулби занимался изучением реакций детей из детских домов. Его исследования дали много нового для понимания происхождения депрессивных расстройств. Он отмечал, что дети пережившие разлуку с родителями в раннем возрасте как будто «замораживались». В дальнейшем во взрослой жизни у них возникали большие сложности в построении отношений привязанности. Для того чтобы понять почему так происходит нужно рассмотреть модели поведения ребенка в ситуации расставания. Обычно ребенок реагирует на исчезновение любимого объекта протестом. Он плачет, кричит, пытается, так или иначе, вернуть объект. Затем он внешне успокаивается, погружается в печаль и отчужденность. Потом снова оживляется и даже начинает играть, как будто ничего экстраординарного не произошло. При возвращении матери он отказывается ее признавать и на восстановление привязанности требуется некоторое время. Это в норме, но так происходит не всегда. Если во время отсутствия матери ребенок был лишен внимания и поддержки других взрослых, то эта способность может так и не восстановиться. Тогда ребенок теряет навыки установления привязанности. В итоге во взрослом возрасте он оказывается неспособен любить и вызывать чувство любви к себе. 

Последовательница Джона Боулби Мэри Эйнсуорт описала три типа реакций ребенка на разлуку с матерью в незнакомой ситуации: 

— Надежная привязанность – формируется у детей матери, которых отличались чуткостью и хорошо реагировали на потребности ребенка. Такие дети демонстрируют уверенность в себе, ощущение  надежности и стабильности. Во взрослом возрасте они гибко адаптируются к различным жизненным ситуациям и конструктивно решают конфликты. Депрессивных расстройств у них как правило не наблюдается.

— Избегающая привязанность – такие дети на первый взгляд производят впечатление наиболее здоровых. Они быстро осматриваются в незнакомой обстановке и начинают играть в игрушки. Однако эта отстраненность и независимость лишь маска психологической травматизации и неуверенности в поддержке со стороны матери.  Они стараются казаться равнодушными, только чтобы не обжечься вновь. Матерям таких детей свойственно жесткое, вторгающееся поведение и небрежное отношение к потребностям ребенка.

— Амбивалентная привязанность – для этих детей характерно двойственное поведение. С одной стороны они цепляются за мать, не отпускают ее, с другой по возвращении проявляют к ней агрессию. Стиль воспитания таких матерей отличается крайней непоследовательностью – чередование поддержки и попустительства с контролем и наказаниями. Такие дети вырастают склонными к тревожности и зависимости от окружающих. Они крайне плохо прогнозируют поведение других людей, испытывают сложности в установлении отношений привязанности. 

Избегающая и амбивалентная привязанность часто лежат в основе депрессивных расстройств личности. При работе с расстройствами привязанности усилия психотерапевта направлены в первую очередь на побуждение механизмов обратной связи, которые дают человеку почувствовать, что его переживания разделяют, восстановление способности радоваться собственным достижениям и поддерживать личную эффективность.