Пять страхов одиночества

Одиночество
Одной из самых популярных причин обращения к психологу является одиночество. Женщины чаще жалуются на недостаток надежных и порядочных мужчин. Мужчины на отсутствие чуткости у женщин. Их личные истории полны рассказов о деструктивных конфликтах в родительских семьях, об отсутствующих или подавляющих отцах, о нехватке материнского внимания, о том как их заставляли выбрать, кого они больше любят, маму или папу, о перевертышах в детско-родительских отношениях, когда мать, поссорившись с отцом, искала поддержки у сына и многого другого. Детский опыт является наиболее травматичным, потому что ребенок в силу недостатка опыта еще не может критически оценивать ситуацию и принимает родительские установки в том виде, в котором они могут быть им поняты. Таким образом, у него складывается представление о противостоянии полов и неизбежности конфликта между сильным и слабым. Система ценностей тоже оказывается перевернутой, открытость и доверие он начинает считать признаками слабости. Став взрослым он пытается вступить в отношения не с реальным человеком, а со своими детскими представлениями о любимом объекте. Но это представление окутано многими страхами и заблуждениями, потому такие попытки в большинстве случаев обречены на провал. Пять страхов, которые обрекают человека на одиночество: — Страх отвержения. Этот страх заставляет человека, несмотря на потребность в отношениях, оставаться в изоляции и проводить время в уединении. Он может находить множество причин, почему нужно избегать общения. Например, «Для того чтобы иметь друзей нужно быть более умным, красивым, веселым и так далее». Первую травму отвержения этот человек пережил именно в родительской семье. Ее не стоит понимать буквально – его не обязательно выставили босым на мороз. Такое может иметь место только в совершенно психитических семьях. А вот эмоциональное отвержение встречается гораздо чаще. Оно может происходить в ситуациях повышенной занятости родителей или их чрезмерной увлеченностью собственной персоной. Они могут в полном объеме удовлетворять витальные потребности ребенка, обеспечивать его безопасность и даже баловать, но только в материальном плане – «На тебе куклу и не лезь». Но еще одним важнейшим аспектом благополучного психологического развития является эмоциональное участие.  Оно дает ребенку стойкую уверенность в том, что он достаточно хорош для того, чтобы его не оставили в пугающем безмолвии. Именно ее не хватает тем людям, которым страх отвержения не позволяет построить гармоничные отношения. — Страх получить негативную оценку окружающих. Человек, испытывающий этот страх, стесняется проявить себя, начать разговор, завязать знакомство. Он боится растеряться в общении, допустить малейшую неловкость, потому вынужден постоянно себя контролировать. Это сильно затрудняет общение, лишает его спонтанности и открытости. Этот страх берет свое начало в нарушенной самооценке. А она в свою очередь так же формируется в раннем детстве в родительской семье. Человек формирует свое первое представление о себе по тому отражению, которое он видит в глазах матери. Если она смотрит на него с любовью и восхищение, то это дает ему ощущение того, что он хороший. Если же мать эмоционально холодна и неотзывчива, то ребенок со свойственной ему уверенностью в том, что он является причиной всего происходящего, делает вывод, что это он такой плохой и расстроил мать. В дальнейшем это раннее представление о себе подкрепляется в других взаимоотношениях с новыми людьми. — Страх самораскрытия. Этот страх берет свое начало в субъективных убеждениях о наличии у себя неких постыдных недостатков, узнав о которых люди непременно отвернутся. Потому такой человек тщательно оберегает свой внутренний мир от взглядов из вне.  Но построение искренних отношений невозможно без открытости и доверия. Этот страх происходит из того времени, когда родители пытались добиться подчинения от ребенка путем внушения ему чувства стыда и вины. Это могло происходить в совершенно безобидных на первый взгляд формах – «Такой большой, а матери не помогаешь», «Будешь палец сосать, никто с тобой дружить не станет». Такие послания постепенно, как снежный ком сформировали у ребенка внутреннюю установку, что есть в нем что-то настолько плохое, что нужно скрывать любой ценой. — Страх близости. Этот страх часто испытывают люди, пережившие болезненный опыт отвержения. Это привело к разочарованию и в себе и в человеке, которому доверяли. Такое состояние может быть следствием, как взрослой истории предательства, так и детской психологической травмы. В первом случае имеет смысл проанализировать ситуацию. Распределить ответственность  за случившееся между собой и некогда близким человеком и отпустить его из своей жизни и мыслей. Это откроет дорогу для новых отношений. Во втором, травматические обстоятельства, скорее всего, относятся к очень раннему периоду развития. Вспомнить их и проработать самостоятельно не представляется возможным. Подобная детская травматизация свойственна для семей, в которых отношения носили хаотичный и непредсказуемый характер. Где за один и тот же поступок можно было получить и восторженную похвалу и наказание. А периоды нежной любви и заботы беспричинно чередовались с периодами холодности и безразличия. Из этого раннего опыта ребенок вынес установку, что все близкие отношения опасны и непредсказуемы и вступать в них нежелательно. — Страх эмоциональных обязательств. Таким людям серьезные отношения сознательно или бессознательно представляются некой ловушкой. Они опасаются, что вступив в них, потеряют свою индивидуальность и независимость. Потому всеми силами, иногда сами того не замечая, стараются никого не допустить слишком близко. Это состояние может быть связано с ранним детским страхом поглощения. В начале жизни каждый ребенок находится в полной зависимости от матери, без ее любви и заботы ему не выжить. Но по мере развития и взросления это симбиотическое слияние постепенно разрывается, и на его месте появляются две отдельные и независимые личности. Но в ряде случаев мать оказывается не в состоянии принять взросление и отделение ребенка. В этом не обязательно искать какой-то злой умысел. Сознательно она скорее стремится обеспечить ему заботу и безопасность. Только часто происходит так, что эта мнимая «безопасность» надежно защищает его от самостоятельной жизни. Гиперопека вызывает у ребенка сильный страх поглощения, который затем вытесняется и дает о себе знать в частности в случае избегания эмоциональных обязательств. Вышеперечисленные страхи относятся к очень ранним и  глубинным. Как правило, все они были подвергнуты вытеснению и могут проявлять себя в повседневной жизни только не явно, в частности в виде затянувшегося одиночества. Их эффективное преодоление возможно при своевременном обращении за квалифицированной психологической помощью.