Как ребенок формирует жизненный сценарий в разном возрасте
Жизненные сценарии ребенка начинают формироваться с моментов его зачатия и продолжаются через всю жизнь, особенно активно закладываясь в раннем возрасте. Эти сценарии определяют, как человек будет воспринимать себя и мир вокруг, какие у него будут стратегии поведения и реакции на трудности.
Взрослый ли я? Почему именно ребенок формирует жизненный сценарий
Сформированные в раннем возрасте жизненные сценарии называются «детскими», поскольку они основаны на детских ощущениях, переживаниях и решениях, принятых в условиях недостаточного жизненного опыта и ограниченного понимания мира.
Чем это опасно и как это мешает?
Детские сценарии могут мешать, потому что они ограничивают гибкость мышления и поведения, приводят к автоматическим реакциям в ситуациях, требующих взвешенного подхода. Например, человек, в детстве решивший, что «все мужчины опасны» из-за отцовской агрессии, может испытывать трудности в построении доверительных отношений с мужчинами во взрослой жизни.
Этапы формирования сценария
- Зачатие. Некоторые психологи полагают, что первые впечатления о мире ребенок начинает получать еще до своего рождения, на этапе зачатия. Например, если зачатие было желанным, ребенок чувствует себя принятым с самых первых моментов жизни.
- Беременность. Отношение матери к беременности, ее эмоциональное состояние, стресс, питание и образ жизни оказывают значительное влияние на развитие ребенка. Чувство безопасности или его отсутствие в это время может закладывать основу для будущих сценариев.
- Роды. Опыт родов также важен. Травматичные роды или их медицинская интервенция могут повлиять на первичное ощущение безопасности мира.
Пример: Ребенок, рожденный в условиях высокого стресса и тревоги, может неосознанно воспринять мир как опасное место, что скажется на его дальнейших стратегиях поведения и взаимодействиях.
Как формируются сценарии в детстве
Главные базовые потребности ребенка:
- Безопасность. Ребенок нуждается в чувстве безопасности и защищенности.
- Любовь и принятие. Необходимость в любви и принятии, в чувстве собственной значимости.
- Поддержка. Важность поддержки со стороны родителей и близких, их внимание к нуждам ребенка.
- Признание и самовыражение. Возможность выражать свои чувства, мысли, творчество.
Эти потребности, если они удовлетворены, помогают формировать здоровые сценарии, в то время как их игнорирование или нарушение может привести к формированию негативных убеждений и ограничивающих установок. Разумеется, сценарии могут быть пересмотрены и изменены в процессе жизни с помощью осознанной саморефлексии и, при необходимости, профессиональной помощи психотерапевта.
Любое сценарное решение — это наилучшая на тот момент стратегия ребенка
Сценарные решения, которые принимает ребенок, часто являются его лучшими попытками адаптироваться к окружающей среде и обстоятельствам. В условиях ограниченных ресурсов, информации и эмоциональной поддержки, эти решения служат механизмами выживания. Ребенок, сталкивающийся с конфликтами, стрессом или недостатком внимания и любви, может разработать определенные поведенческие или эмоциональные стратегии, которые помогают ему справиться с этими проблемами. Эти стратегии могут быть несовершенными и привести к долгосрочным негативным последствиям, однако в момент их принятия они являются наиболее доступным способом защиты.
Пример: Ребенок, чьи родители постоянно заняты и мало обращают внимание на его потребности, может решить, что быть «тихим» или «невидимым» — это лучший способ избежать негатива или получить хоть какое-то внимание. Во взрослой жизни это может проявляться как избегание конфликтов и сложностей в установлении близких отношений.
Сценарные решения индивидуальны
Сценарные решения глубоко индивидуальны и формируются на основе уникального набора обстоятельств каждого ребенка. Они зависят от множества факторов, включая темперамент ребенка, стиль воспитания, социальное окружение, культурные нормы и личные переживания. Поэтому подходы к изменению этих сценариев требуют глубокой индивидуализации и часто профессиональной поддержки.
Пример: Два ребенка могут реагировать на одно и то же событие совершенно по-разному. Если один ребенок в ответ на родительский развод начинает проявлять агрессию, как способ привлечь внимание, другой может замкнуться в себе, решив, что это лучший способ не доставлять хлопот. Оба эти решения формируют различные сценарии, которые будут влиять на их жизненный путь и отношения.
Беременность и роды: слияние мамы и ребенка
Период беременности и родов является критическим временем, когда начинают формироваться основы жизненного сценария ребенка. Эмоциональное состояние матери, ее отношение к беременности и взаимодействие с ребенком после рождения играют значительную роль в развитии чувства безопасности у ребенка. Этот этап можно рассматривать как начальное слияние мамы и ребенка, где ребенок чувствует себя единой целостностью с матерью, что влияет на его первичные представления о мире и себе.
Возраст 2-12 месяцев
- Актуальная социальная ситуация. На этом этапе жизни ребенка актуальной социальной ситуацией является адаптация к жизни вне утробы. Основной ведущей деятельностью является общение с матерью и другими близкими членами семьи.
- Кризис. Кризис первого года жизни связан с развитием автономии, когда ребенок начинает осознавать себя как отдельное существо, не полностью зависимое от матери.
- Новообразования. На этом этапе начинают формироваться базовые социальные умения и привязанности, а также развивается моторика и восприятие.
- Мышление. Мышление ребенка на этом этапе носит сенсомоторный характер, согласно теории Жана Пиаже. Ребенок начинает осознавать причинно-следственные связи через манипуляции с объектами.
Пример: Малыш учится понимать, что его действия, например, плач, могут привести к определенным реакциям взрослых, таким как утешение или кормление.
Возраст 1-3 года
- Актуальная социальная ситуация. В этот период ребенок начинает активно исследовать мир вокруг себя. Ведущей деятельностью становится игра, которая способствует как физическому, так и когнитивному развитию.
- Кризис. Кризис трех лет часто связан с проявлением независимости, когда ребенок начинает активно утверждать свою автономию, что может привести к конфликтам с родителями.
- Новообразования. На этом этапе формируется активная речь, развиваются базовые навыки самообслуживания и усиливается способность к социализации.
- Мышление. Мышление ребенка становится более сложным. Он начинает использовать символы и представления, играя в «воображаемые» игры, что способствует развитию абстрактного мышления.
К чему приводят такие особенности мышления?
Развитие абстрактного мышления в раннем возрасте является фундаментом для последующего интеллектуального и социального развития. Ребенок, который активно использует воображение и развивает навыки решения проблем в игровой форме, часто лучше адаптируется к школьному обучению. Однако, если на этом этапе ребенок сталкивается с излишним контролем или критикой, это может сформировать сценарий недоверия к собственным способностям и снижения самооценки.
Ребенок часто не способен отличить фантазии от реальности и конкретных действий
В возрасте 3-7 лет ребенок находится на этапе, когда его воображение и креативность активно развиваются, но он еще не имеет полного понимания границ между вымыслом и реальностью. Он может воспринимать сказки и истории как что-то реальное и часто втягивается в игры, где он представляет себя в роли героя. Однако, его понимание ситуаций и эмоциональные реакции могут быть еще несформированными, что иногда приводит к странным или непредсказуемым поведенческим реакциям.
Ребенок считает себя всемогущим
На этом этапе развития ребенок может часто испытывать ощущение своей всемогущественности. Он считает, что его желания и мысли имеют магическую силу и способны изменить мир вокруг него. Это период, когда ребенок еще не осознает свои ограничения и реальные возможности, и его фантазии могут быть чрезвычайно яркими и богатыми.
Как будет себя вести такой взрослый. Если эта чрезмерная уверенность в себе не сбалансирована и не корректируется взрослыми, такой ребенок может вырасти во взрослого, который привык рассчитывать на свою «магическую» силу и не учитывать реальные возможности и ограничения. Это может привести к конфликтам с окружающими и трудностям в адаптации к реальному миру.
Возраст 3-7 лет
- Актуальная социальная ситуация. В это время ребенок начинает активно взаимодействовать с другими детьми в игровых и образовательных ситуациях, формируя первые дружеские отношения.
- Ведущая деятельность. Игра остается ведущей деятельностью, которая способствует развитию воображения, социальных навыков и физической активности.
- Кризисы. Одним из кризисов этого периода является кризис идентичности, когда ребенок начинает осознавать свою индивидуальность и уникальность, что может приводить к конфликтам с окружающими.
- Новообразования. Ребенок начинает активно изучать мир вокруг себя и формирует основы своих социальных, культурных и моральных ценностей.
- Мышление. На этом этапе развития ребенок начинает использовать символическое мышление, способное представлять себе абстрактные концепции и решать проблемы в уме.
Период с 3 до 7 лет является критическим временем в развитии ребенка, когда формируются его ключевые социальные, когнитивные и эмоциональные навыки. Родители и педагоги играют важную роль в направлении и поддержке этого развития, предоставляя ребенку возможности для игры, обучения и самовыражения, а также помогая ему развивать адекватное понимание своего места в мире.
Спасибо за интерес, проявленный к моим публикациям!!!
Получить дополнительную консультацию или записаться на прием Вы можете по телефону 8-905-798-73-13 (только текстовые сообщения в WhatsApp) или в форме обратной связи на моем сайте niknyuteva.ru
С искренним уважением и заботой,
Психолог, Ирина Никнютьева