Site icon Сайт психолога

Депрессия в теории объектных отношений

депрессия

Основательница британской психоаналитической школы Мелани Кляйн уделяла большое внимание изучению депрессивных состояний. В своих исследованиях она опиралась на фантазии пациентов, символизирующие отношения матери и ребенка на самых ранних стадиях развития. Она полагала, что в период грудного вскармливания младенец не воспринимает мать как целостный объект. В его понимании существуют два разрозненных образа – «идеально хорошей матери», которая удовлетворяет его потребности и «плохой преследующей матери», которая препятствует удовлетворению потребностей.

Способность разделять единый объект на «плохой» и «хороший», называется расщеплением восприятия. Следствием этого становится избирательная интроекция (помещение внутрь себя) образа матери. Что это значит? В начале жизни внутренний мир ребенка еще не содержит никаких объектов (интроектов), они появляются по мере его взаимодействия с внешней средой и людьми, осуществляющими за ним уход. Посредством процесса интроекции внешние объекты попадают во внутренний мир и пустовавшее ранее пространство заполняется. От качества этого нового содержания зависят дальнейшие взаимоотношения человека с миром и с собой. В случае избирательной интроекции ребенок помещает внутрь себя образ «плохой матери» или образ «хорошей матери». Вместе с «плохим объектом» ребенок интроецирует его негативные свойства и они начинают ощущаться как собственные нежелательные качества. О депрессивном человеке можно сказать, что он переполнен «плохими интроектами», которые представляют собой поглощенную ненависть и невнимание значимых других.

Родители могут скрывать плохое обращение с детьми под маской заботы, контроля и воспитания. В процессе интроекции ребенок воспринимает каждый случай плохого обращения как результат собственных ошибок и ощущает себя как «тотально плохого». Потому в психотерапии по мере осознания внутреннего диалога человек часто узнает в собственных самоуничижительных суждениях высказывания значимых фигур из детства.

Отличительной особенностью функционирования детской психики является способность видеть причину всего происходящего в себе. Например, в случае ухода отца из семьи, ребенок может сделать вывод, что папа ушел из-за его плохого поведения. В результате он начинает ощущать себя внутренне плохим и испорченным, на фоне идеализации других  как однозначно хороших. Такая динамика приводит к возникновению у ребенка бессознательной зависти к окружающим, за то, что они обладают ценными качествами, которых он сам лишен. Вслед за завистью возрастает агрессия, которая тоже не осознается и не может быть выражена, ее итогом становится невыносимое чувство вины. Став взрослым такой ребенок будет испытывать сильный внутренний страх оказаться покинутым и цепляться за «хорошие отношения», не замечая того, что партнер плохо с ним обращается. Он будет бессознательно ожидать от значимого другого поведения хорошего родителя, которое этот другой никогда не сможет ему обеспечить.

В 1968 г. известная психоаналитик Маргарет Малер выделила в процессе развития ребенка стадию «сепарации – индивидуации». В этом возрасте ребенок уже обретает некоторую автономию в исследовании окружающего мира. И для того чтобы этот процесс проходил благополучно ему необходимо периодически возвращаться к матери, для получения ощущения поддержки и защищенности.  Некоторые матери испытывают недовольство от возрастающей самостоятельностью ребенка и получают удовлетворение от его зависимости. Они либо не позволяют ему развивать автономию, либо стараются поскорее оттолкнуть его от себя, игнорируя попытки вернуться. В итоге у ребенка возникает конфликт между автономией и зависимостью, который предопределяет развитие депрессивных тенденций. Во взрослом возрасте ему будет сложно  «отпускать» травмирующие события и людей, которые играли в его жизни важные роли. Такое психологическое «цепляние» свойственно для зависимых и созависимых лиц. Возможно и противоположное развитие ситуации, когда человек сохраняет максимальную независимость, на фоне невозможности получать помощь и поддержку от окружающих.

В классическом психоанализе существует понятие «контейнирование», которое подразумевает потребность ребенка в том, чтобы его чувства принимали, отражали и разделяли. Он еще не может дать названия тому, что испытывает и получает информацию об этом от матери. Мать принимает его сигналы, обрабатывает и возвращает в доступной для ребенка форме, его знания об окружающем мире и о себе расширяются. Если мать не дает эмоционального отклика или этот отклик не соответствует ситуации (например, реагирует на печаль ребенка обидой), то ребенок сталкивается с одиночеством и невозможностью разделить свои переживания. В 7-9 месяцев он ощущает себя как отдельное, но очень зависимое существо. Удовлетворение его потребностей зависит от способности матери правильно их распознать. Потому взаимодействие в диаде «мать – дитя» определяется уникальной аффективной настройкой. Если эта настройка качественная, то ребенок легко научается понимать свои желания и потребности, формировать границы собственной индивидуальности. Именно в этот период он обретает способность испытывать взаимные чувства, понимать переживания другого и располагать его к себе. Однако этот процесс не всегда протекает безоблачно. Если мама не доверяет собственным чувствам, неправильно считывает потребности ребенка или слишком поглощена другими заботами, происходит сбой аффективной настройки и первые переживания ребенка оказываются окрашены чувствами одиночества и утраты. Эти чувства являются благодатной почвой для развития депрессивных тенденций в дальнейшем.

Серьезные сбои на столь важном этапе развития часто имеют печальные последствия. Дело в том, что в мозге человека есть определенная группа зеркальных нейронов, которые отвечают за понимание другого. Они должны быть активированы в течении ограниченного отрезка времени – сенситивного периода. Это заложено в программе развития мозга. Яркий пример пропуска сенситивного периода можно наблюдать при «Синдроме Маугли». Когда детям, выросшим среди животных, несмотря полноценное здоровье и усилия специалистов, так и не удается овладеть речью. Известны и другие случаи, когда слепоглухонемые дети благодаря полноценному взаимодействию с родителями и педагогами успешно адаптируются в социуме. Это еще раз подчеркивает важность социального контакта и эмоционального обмена для развития. Если при нарушении аффективной настройки во взаимодействии с матерью активация зеркальных нейронов не произошла, то они остаются в спящем режиме и запустить этот процесс снова невероятно сложно. Став взрослым такой ребенок будет испытывать сложности в осознании своих чувств и в построении отношений с другими людьми. Не зная чего хочет, он никогда не будет получать желаемого, что неминуемо приведет к накоплению внутреннего чувства недовольства собой и окружающей действительностью.

Подводя итог можно сказать, что практически всегда в основе депрессивных переживаний находится ощущение утраты. У маленького ребенка его вызывает отсутствие материнского тепла. Он еще не может прогнозировать того что скоро у мамы поменяется настроение или она станет менее занятой, более любящей и участливой. Он просто чувствует, что мамы нет, и так будет всегда. А реальная или символическая потеря матери означает для него отсутствие возможности выжить. Он не может описать свои чувства, так как они еще не собраны воедино и нет слов для того чтобы их назвать. Но эти переживания невыносимы, потому чтобы спасти себя его психика вытесняет их в бессознательное и именно они часто становятся предпосылками депрессий и соматических заболеваний.

Exit mobile version