Развитие психологических границ в семейном пространстве

 

Понятие психологических границ включает в себя:

 

- представление человека о себе и своем месте в мире

 

- его личные потребности, цели и желания

 

- его индивидуальный стиль взаимодействия с другими людьми и окружающей средой

 

При взаимодействии людей, особенно таком близком как семейное, происходит соприкосновение их психологических границ.

 

Кто-то возразит: «Мы же свои люди, какие могут быть границы!».Тем не менее это не так. Даже в рамках семьи человек остается индивидуальностью. Первый опыт выстраивания своих психологических границ, их защиты, а так же уважения чужих границ, он получает именно в родительской семье. От этого зависит характер его взаимодействия с другими людьми и качество жизни в целом.

 

В этой статье я выделяю основные этапы формирования психологических границ личности, задачи, которые должны быть на них выполнены и последствия, которые может повлечь их невыполнение. Она может быть полезна как тем, кто воспитывает детей, так и тем, кто хочет лучше понимать себя.

 

Члены семьи могут уважать психологические границы друг друга или в той или иной степени нарушать их.

 

Нарушение психологических границ представляет собой воздействие на человека, с целью изменить его представление о себе, навязать ему чуждые принципы и правила, цели и способы их реализации.

 

Психологические границы разных людей обладают индивидуальным уровнем устойчивости. Нарушение границ вызывает определенный дискомфорт, от легкого раздражения, до крайне тяжелых переживаний. Это приводит к активации различных форм защиты, вплоть до ответной агрессии.

 

Развитие психологических границ происходит поэтапно, по мере взросления и развития человека. Далее выделим важные этапы формирования психологических границ и ключевые задачи, которые должны быть на них выполнены:


Младенчество. От 0 до 1 года. Характеризуется полной зависимостью психологического развития от матери. Понятие психологических границ отсутствует.

 

Раннее детство. От 1 до 3 лет. Появляются первые самостоятельные желания, потребности в познании нового и освоении различных навыков. Ответственность за психологическое развитие продолжает всецело лежать на матери.

 

Задачи:  важно избежать подавления инициативы и самостоятельности ребенка, удержаться от чрезмерного контроля и гиперопеки.

 

Последствия:  нарушение детско–родительского взаимодействия в этот период может стать предпосылкой для развития невроза.

 

Детство. От 3 до 6 лет. У ребенка увеличивается интерес к познанию внешнего мира и собственных возможностей. Его мышление пока не ограничено нормами и предписаниями. Он желает отстаивать свои границы и расширять их территорию. Однако зависимость от родительской поддержки еще слишком велика.

 

Задачи:  родителям важно проявить достаточное уважение к психологическим границам ребенка и обеспечить ему необходимую психологическую поддержку.

 

Последствия:  нарушения на этом этапе развития способны вызвать серьезные психологические проблемы во взрослом возрасте. У ребенка может просто не сформироваться способность определять психологические границы. Он не будет ни уважать чужие границы, ни отстаивать свои. Это приводит к проблемам во взаимоотношениях с социумом. Вторгаясь на чужую территорию, он постоянно будет получать отпор. Ему будет очень сложно защищать свои интересы. Окружающие станут систематически навязывать ему свое мнение. 

 

При более серьезных психологических нарушениях, человек может испытывать затруднения с определением того кто он, каковы его истинные стремления и желания.

 

Нарушения на этой стадии предопределяют склонность к построению зависимых отношений.

 

А может произойти так, что человек наоборот нарастит себе слишком жесткие границы, которые приведут его к изоляции, разрушению социальных связей, неспособности построить близкие отношения и чувству одиночества.

 

Старший детский возраст. От 6 до 11 лет. Психологические границы ребенка становятся шире и приобретают более четкие очертания. У него могут появляться свои секреты. Увеличивается стремление к приобретению новых знаний и умений. Актуализируется желание взаимодействовать со сверстниками. Проявляются индивидуальные склонности и интересы. На фоне возрастающего стремления к самостоятельности, родительская забота воспринимается еще достаточно комфортно. Ребенок легко поддается желанию родителей владеть его психологической территорией.

 

Задачи:  на этом этапе от родителей требуется определенная гибкость. Если они проявят чрезмерную жесткость, то ребенок начнет бороться за свою психологическую территорию. В этой борьбе родители, скорее всего, одержат победу, но ее ценой станет потеря доверия ребенка.

 

Последствия:  Отстраненность и замкнутость ребенка. Все с ним происходящее становится для родителей тайной.

 

Ранний подростковый возраст. От 11 до 13 лет. Это сложный период самоидентификации. Родительский авторитет слабеет перед социальным окружением. Ребенок обращается к отличным от родительских ценностям, целям и задачам. Для этого периода характерно противоречие между стремлением к независимости и полной материальной зависимостью от родителей.

 

Задачи:  родителям следует принять взросление ребенка и более не претендовать на всю его психологическую территорию.

 

Последствия:  острая борьба подростка за свободу и открытая конфронтация.

 

Подростковый возраст. От 13 до 16 лет. Этот период усиливает тенденции предыдущего этапа. Подросток продолжает все более явно отстаивать свою независимость. Противостояние может доходить до стремления поддерживать любые ценности, отличные от родительских. Но это только проявление его зависимости от семьи. Характерны размышления о будущем, в том числе о профессиональном самоопределении.

 

Задачи и последствия те же что и предыдущем этапе.

 

Юность. От 17 до 19лет. В это время родители обычно смиряются с взрослением ребенка и отступают с его психологических границ. Но теперь к его свободе прилагается и определенная доля ответственности.

 

Задачи:  родителям важно противостоять собственному стремлению культивировать у детей зависимость о себя. Не нужно делать за них то, что они могут и должны делать сами. Таким образом, не получится вернуть послушание и оставить за собой часть их психологической территории.

 

Последствия:  В этом возрасте юноши и девушки действительно не испытывают особой благодарности к родителям за решение своих проблем. Это для них по-прежнему в порядке вещей. Они начинают принимать самостоятельные решения, но ответственность за негативные последствия часто оставляют родителям. Чрезмерная опека и потворство могут привести к отказу принять на себя ответственность за свои поступки и свою жизнь.

 

В дальнейшем психологическая территория молодого человека становится суверенной. Некоторая область взаимодействия с родителями сохраняется. На ней устанавливаются взаимно удобные и комфортные правила. Но если на предыдущих этапах были серьезные нарушения, то этого уровня развития может не наступить.

 

Психологическая помощь

Нарушения формирования способности ощущать собственные психологические границы и уважать чужие могут привести к таким печальным последствиям как неспособность строить отношения с окружающими, склонность к созависимости, неумение брать на себя ответственность, стремление к тотальному контролю, одиночество и т.д. Это существенно снижает качество жизни и сопровождается очень тяжелыми переживаниями.

 

Чем более ранним было нарушение, тем более тяжелые психологические последствия оно имеет для развития личности. Нарушения на ранних этапах препятствуют нормальному прохождению более поздних.

 

Сама структура психотерапевтического процесса способствует развитию способности чувствовать психологические границы себя и другого. Встречи с психологом происходят в рамках определенных правил (сеттинга), которые направлены, в том числе и на установление здоровых психологических границ.

 

В работе с психологом  человек получает новый опыт общения, который значительно отличается от того, что был у него ранее. Квалифицированный специалист будет проявлять уважение к его психологическим границам (возможно впервые) и в то же время не позволит нарушать свои.

 

Важной задачей психотерапии является обеспечение человеку возможности принять на себя ответственность за свою жизнь, за свои решения и поступки. По мере ее решения восстанавливаются нарушенные психологические границы личности.

 

ЗАПИСАТЬСЯ НА ПСИХОЛОГИЧЕСКУЮ КОНСУЛЬТАЦИЮ ИЛИ УТОЧНИТЬ ИНФОРМАЦИЮ ПО ИНТЕРЕСУЮЩИМ ВАС ВОПРОСАМ ВЫ МОЖЕТЕ ПО ТЕЛЕФОНУ 8-905-798-73-13 ИЛИ ОТПРАВИВ ПИСЬМО НА ЭЛЕКТРОННУЮ ПОЧТУ   Irinan-81@mail.ru

С искренним уважением и заботой,

Психолог, Ирина Никнютьева